Главная » Статьи » Рецензии

Елена Малиновская. Демон-хранитель. Сделка.


Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —

Значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плевочки

                                           жемчужиной?

В. Маяковский

                                                                 
Это только Я не люблю женские романы. Я, женщина, не люблю женские романы. И если бы кто-то предупредил меня, какой роман мне предстоит прочесть, я бы однозначно отказалась. Но раз уж вляпалась, то вляпалась. Пришлось читать, хотя и не стоило бы. Ведь когда мне очень хочется поругаться, я все время вспоминаю стихотворение Владимира Маяковского: ведь кому-то же нужны именно такие творения, такие герои, такие проблемы. Пусть бы они это и читали, и рецензировали. Я ведь против автора и его творчества ничего против не имею. Мне просто не нравятся женские романы. И я попытаюсь обосновать, почему именно не нравятся.

Что есть женский роман по своей сути? (Не роман, написанный женщиной, а именно женский роман — словосочетание, используемое последнее время в качестве ругательного, и, думается, не зря.) Женский роман — это воплощение тайных надежд и мечтаний, реализация комплексов. Поэтому героиня женского романа может быть: а) самой-самой красивой и сознающей это или б) самой-самой красивой, но даже об этом не подозревающей (в нашем случае — второй вариант). Но независимо от варианта, все встречающие девушку будут в нее влюбляться. Влюбляться если не с первого взгляда, то с первого слова. Влюбляться бесповоротно и неоглядно, совершать ради нее подвиги и жертвовать ради нее жизнью. Это, значит, раз. Но как только я встречаю подобную героиню, мой здравый смысл начинает протестовать, потому что не часто в жизни встретишь девушку, которая бы нравилась абсолютно всем, и еще меньше людей влюбятся в нее настолько, чтобы пойти ради нее на какие-то жертвы. Обычно от любых  отношений мы ищем выгоды, такие уж мы эгоисты.

Два — наша героиня без сомнения должна быть девушкой смелой. Она должна лепить правду-матку прямо в лицо, не задумываясь о возрасте, силе, власти, находящегося перед ней человека. Но, конечно, никто не заподозрит в этом хамство или глупость. Напротив, именно это качество станет главным козырем нашей героини. Благодаря этому хамству, все будут говорить: «Ах! Она удивительная, необыкновенная, потрясающая... УМНАЯ!» И тут мой здравый смысл протестует второй раз, потому что, как гласит народная мудрость, только в сказках женщину любят за боевой и колючий характер. А в жизни — за борщ, кружевные труселя и за молчание. В принципе, конечно, мы читаем именно сказку, и придирка кажется необоснованной. Но с другой стороны, если при чтении романа хочется самой временами стукнуть героиню, а временами проверить ее на адекватность у психиатра, то во все эти восторженные комплименты со стороны мужского пола вообще не верится. А ведь должно вериться если не фантастической составляющей, то хотя бы все тем же характерам и отношениям. Они-то хоть капельку должны быть правдивы.

Между тем мы плавно перешли к третьем пункту. Наша героиня обязательно должна быть умной. Она может совершать глупые, нелогичные поступки. Она может говорить глупости, но это неважно. Автор неоднократно напомнит читателю, чтобы он не заблудился, напомнит устами своих персонажей: «О! Ты такая умная девушка! Ты необыкновенно умная девушка! У тебя такой острый ум». Так что не только от красоты, но и от ума девушки, все герои книги в восторге. Противоречие между словами героев и правде жизни, наблюдаемой читателем, я думаю, вы ощутили.

Четыре — ее возлюбленный должен обладать совокупностью совершенств. Он должен быть прекрасен, могуч, умен, галантен, верен. По первому зову и даже без оного, при первой же опасности и даже только при намеке на эту опасность, он должен не щадя живота своего защищать ее. Вам кажется, что это слишком слащаво? Тогда можно поселить в него демона. Сути это тоже особо не изменит, поскольку, конечно, наш мистер Совершенство загонит демона куда-то вглубь себя, и этот рогатый если и будет омрачать радужную картину, то только трагическим заламыванием рук нашей мисс Совершенство: «О! куда же исчез мой возлюбленный? Неужели демон захватил его разум и вышел на кровавую охоту?!»

Как видите, рецепт написания женского романа очень прост. Настолько прост, что, знаешь наперед все, что тебя ожидает, и от этого становится ужасно скучно. Кроме того, можно особенно не продумывать мир, ведь главное — выше перечисленные пункты. Можно не задумываться над правдоподобием описываемого окружения героев и событий, логичностью поступков, яркостью характеров. Пусть роман напоминает кукольный домик. Автор расставил кое-как героев, кого-то спрятал в кустах, кого-то выставил на всеобщее обозрение, и, выламывая им руки и ноги, заставляет их двигаться: «А теперь ты вместо того чтобы улепетывать от опасного незнакомца, догонишь его и стукнешь по спине... А теперь ты вместо того, чтобы сидеть дома, пойдешь ночью в лес. Одна пойдешь, а как же иначе? Девушки-подростки знатного происхождения не ходят ночью в лес? Ну мало ли что не ходят, а ты пойдешь. Иначе как над тобой обряд совершат?.. А теперь нож возьмет и не полетит на землю, а полетит прямо в сердце. Неважно как именно полетит, главное, что полетит и прямо в сердце. Надо так!.. А теперь ты вместо того, чтобы сидеть в своей комнате, ожидая суда, полезешь ночью на чердак, достанешь книги по черной магии и начнешь читать. Иначе тебя не приговорят к монастырю, а надо, чтобы приговорили. А если читатель подумает, что только дурак совершил бы подобный поступок, то мы ему еще раз напомним, что ты девушка умная. Умная. Умная, я сказала!.. А теперь знатный дядя, который, достигнув столь высокого положения при дворе, априори не может быть дураком, тем не менее будет тупить. Он должен тупить и пусть даже не думает сопротивляться. Если он вдруг вздумает своевольничать и вести себя, как должен вести умный и знатный сановник, то он весь сюжет обрушит. Так что пусть ведет себя как идиот: издевается над героиней, унижает своего племянника, угрожает ему, угрожает ей. Угрожает им обоим. Подробно, в красках, неоднократно рассказывает, как он им обоим искалечит жизнь. Потому что иначе-то они не сбегут. А надо, чтобы сбежали!»

Данная игра с куклами местами оживляется детективной линией. Но, к сожалению, автор не знаком с элементарными правилами написания детективов. Общее место, что если на закрытой вечеринке совершается убийство, то убийцей должен оказаться один из присутствующих, а не сосед за три дома, который полгода назад подсыпал хозяину дома медленно действующий яд. А здесь читателя обманывают именно таким образом. Перечисляют всех действующих лиц и категорически заявляют — убийца кто-то из них. Однако страниц через пять всплывает никому ранее не слыханное имя. Служанка. Но не просто служанка, а любовница хозяина. Ой, простите, не любовница, а дочь. Сводная. По жене. Ну да, жена нагуляла, а он терпел. А сама служанка, то есть дочь, не стерпела. Вот какие мексиканские страсти.

Можно было бы писать еще много, но я, пожалуй, подведу некоторые итоги. Я не люблю женские романы, потому что в них нет живых ярких характеров, проработанного мира, логичных поступков, потому что, читая их я ни на миг не могу «выпасть» из реальности, а, как Станиславский, только и делаю, что кричу: «Не верю!» И роман Елены Малиновской «Демон-хранитель. Сделка», к сожалению, является одним из самых неудачных в этом жанре.

Категория: Рецензии | Добавил: Barony (16.01.2013)
Просмотров: 558 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Я Вам скажу, что до романа этой вещице ой как далеко. В романе, что главное? - Чувства. А где у главной героине чувства? Она меняет любовь к матери на презрение за каких-то 5-10 страниц без особого повода. Да и к главному герою не питает особо нежных чувств, как впрочем и каму-либо другому в этом рассказе

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]