Главная » Статьи » Интервью

Интервью с Генри Лайоном Олди

 
Вопрос: Ни для кого не секрет, то что вы соседи, поэтому в соавторстве расстояние - не является трудностью. А как вы писали "Пентакль" с М. и С. Дяченко?

 

            Интернет сильно сокращает расстояния и облегчает контакт.

            Что же до «Пентакля», то его мы писали не только с Дяченко, но и с Андреем Валентиновым. Говоря о книге, стоит вспомнить всех соавторов. Сперва всеми авторами при личной встрече была подробно обсуждена концепция будущей книги. Потом мы разошлись и взялись за работу. Каждый писал свои, отдельные рассказы. Часть рассказов была написана в соавторстве, в самых разных сочетаниях (от трех до пяти соавторов на рассказ). Эти рассказы согласовывались и корректировались при помощи интернета и телефона. 

            Когда все было готово, книга подверглась централизованной редактуре, прописыванию ряда связей второго и третьего плана -- ну, и над стилистикой еще дополнительно поработали.

 

Вопрос: В вашей книге "Гарпия" есть несколько десятков стихов. Вы их писали специально для образа Биннори, или мысль просто шла напролом, вопреки задуманному?

 

            Часть стихов была взята из уже написанного ранее Олегом Ладыженским. Часть писалась специально для «Гарпии». В обоих случаях тексты подбирались (писались) под образ Т. Биннори.

 

Вопрос: А вы считаете себя Кукольниками, когда управляете судьбами героев книг?

 

            Нет. Мы считаем себя писателями.

 

Вопрос: «Зачем искать чудовищ, если они рядом с нами?! Вернее, внутри нас.» Г.Л. Олди

Вы считаете, что можно исправить то, что многие люди морально упали? Что нравственность перестала быть ценностью? Что люди стали убивать себе подобных, поддаваясь животным инстинктам?

 

            Человек убивал человека, поддаваясь животным инстинктам, всю свою историю. Кремневый топор, атомная бомба – разница лишь в масштабах. Да и нравственность была ценностью для очень немногих – ныне, и присно, и вовеки веков.

            Повод для пессимизма – так было всегда.

            Повод для оптимизма – но ведь человечество до сих пор живо.

            Мнение реалиста – начни исправление с себя.

 

Вопрос: Над каким проектом вы работаете сейчас? Что вы чувствуете, снова и снова, открывая текстовый документ?

 

            Пишем роман «Циклоп». Книга посвящена памяти Р. Говарда.

            Каждый день, садясь за работу, мы чувствуем, что придется потрудиться.

 

Вопрос: Что для Вас литература, какое место она занимает в вашей жизни?

 

            Источник наслаждения, стимул развития; тяжелый труд, способ заработка.

            Ну какое место в жизни писателя занимает литература? Все места, какие есть.

 

Вопрос: Бывало ли, что развитие сюжета вызывало спор? Если да, то какого и как выходите из таких ситуаций?  Идете ли вы на уступки в плане творчества?

 

            Главное – понимать, что решение, оптимальное для книги, важнее личных амбиций. Тогда не нужны никакие уступки, а споры превращаются в обсуждение и поиск.

 

Вопрос: Кто ваши герои? Есть ли какая-либо связь между ними? 

 

            Оглянитесь вокруг. Посмотрите в зеркало. Вот они, наши герои.

            Связывает их одно – большей частью это Человек Упрямый. Человек Сильный лбом пробивает стены, и ломает либо стену, либо голову. Человек Слабый лежит на диване и хнычет, боясь сделать первый шаг. Человек Упрямый идет к цели, понимая, что сил может и не хватить, но лежбище на диване уж точно ни к чему не приведет.

 

Вопрос: Какую из своих книг вы выделяете? Почему? 

 

            Не выделяем.

 

Вопрос: В какое время и обстановке приятнее творить? 

 

            Мы традиционно работаем над книгой дома, каждый за своим компьютером, с утра и до обеда. Это примерно 5-6 часов каждый день, кроме выходных. После обеда – деловые и административные вопросы. Впрочем, это не отменяет того факта, что книга «варится» в голове круглосуточно.

 

Вопрос: Читаете ли вы современных авторов? Кого-то определенно, или экспериментируете, читая новичков.

 

            Разумеется, читаем. Дяченко, Валентинов, Рубина, Улицкая, Лукин, Елизаров, Пелевин… Да много кто! А если еще и зарубежных авторов вспомнить -- Симмонс, Мьевиль, О’Лири, Мак-Каммон, Сапковский… Короче, перечислять можно долго. И новичков читаем – по рекомендации друзей, а также тексты участников нашего Партенитского семинара.

 

Вопрос: Что думаете о развитии современной литературы?  Мечтаете ли вы, чтобы ваши книги включили в обязательную школьную программу?

 

            Лучший способ убить книгу – включить ее в школьную программу, чтобы малограмотный учитель казенным языком втолковывал скучающим подросткам: «Красной нитью через всю книгу проходит тема…» Все, тушите свет, сливайте воду.

            Что же до развития современной литературы -- мы, честно говоря, не понимаем раздающихся вокруг стенаний: «Одну дрянь издают, читать нечего!» На самом деле каждый год выходит столько хороших книг, что лично мы не всегда успеваем их прочесть. Так что все в порядке с литературой: развивается. Меняется. Не стоит на месте. И достойных писателей вполне достаточно -- и у нас, и за рубежом. А что много ерунды издается -- так когда было иначе? Не читайте ерунду, читайте хорошие книги -- благо их вполне хватает -- и будет вам счастье!

 

Вопрос: Чему могут научить ваши книги современную молодежь? 

 

            Спросите у молодежи. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется...» (Ф. Тютчев).

 

Вопрос: Как относятся к Вашему творчеству близкие люди? 

 

            Пока еще терпят.

 

Вопрос: Помните ли вы, как выбирали оформление первой совместной работы? 

 

            Никак не выбирали. Что издатель выбрал, то и пошло на обложку. Прежде чем мы получили возможность выбирать оформление, нам пришлось заработать кое-какой авторитет. Сейчас да, сейчас художник обсуждает с нами весь процесс, начиная с эскизов.

 

Вопрос: Когда вы поняли, что успех наконец-то пришел? 

 

            А мы и сейчас-то этого еще не поняли.

 

Вопрос: Что чувствовали, подписывая первую опубликованную книгу? 

 

            Изумление. Неужели это мы?

 

Вопрос: Кого из классиков вы выделяете? Почему? 

 

            Гоголь, Чехов, Куприн, Достоевский, Пушкин, Алексей Толстой; Диккенс, Гюго…

            Вспомни мы всех, список вышел бы слишком велик.

            Почему? Потому что великие. Однажды это понимаешь – или не понимаешь уже никогда.

 

Вопрос: Что для вас были уроки литературы в школе? 

 

            Уроками литературы. К счастью, полезными и интересными (большей частью). В целом, с учителями литературы нам повезло. Но, увы, не всем так везет.

Категория: Интервью | Добавил: Barony (26.06.2012)
Просмотров: 191 | Теги: Киви, литература, Г.Л.Олди, интервью | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]